КПО(У)-VIII

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Главная

Команда "ВДМ". Проект: «Тьютерство как способ формирования у студентов опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска»

Команда "ВДМ". Проект: «Тьютерство как способ формирования у студентов опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска»

Анжела Игоревна Зунина
Проект по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды: ВДМ.
2. Педагогический результат:
Для того, чтобы успешно справляться с функциями тьютора девиантного ребенка, студенту необходимо овладеть множеством умений. Одним из ключевых является умение решать воспитательные ситуации, поскольку, по мнению большинства специалистов, воспитательный процесс в большей части осуществляется через решение воспитательных ситуаций.
Умение решать воспитательные ситуации позволяет студенту-тьютеру не только осуществлять воспитательную функцию своей деятельности, но и помогать детям справиться с возникающими у них трудностями.
Процесс формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы выстраивается на основе специально разработанной модели. В моделируемом процессе используется формат систематического коллективного обсуждения качества полученного опыта, позволяющий «отрефлексировать» и усовершенствовать умения решать воспитательные ситуации, а также организован поэтапный процесс развития опыта решения воспитательных ситуаций в последовательности от выявления типичных воспитательных ситуаций до совершенствования способов их решения
Мы предполагаем реализацию заявленного проекта (на очном туре Олимпиады-универсиады) в формате нескольких действий, демонстрирующих некоторые элементы авторской программ.
Участникам олимпиады предстоит:
- познакомиться с критериями сформированности у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска;
- проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска.
- в формате свободного обсуждения разработать свои рекомендации, которые поспособствуют развитию устойчивости к данному явлению.
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: членами команд VIII Командной педагогической олимпиады-универсиады; предпочтение отдается студентам педагогических специальностей вне зависимости от профиля обучения, а также аспирантам, преподавателям и молодым учителям.
4. Концептуальные позиции:
Теоретико-методологической основой реализации предлагаемого проекта выступают:
Проблему тьютерства изучают многие исследователи, такие как Турчанинова Ю., Слободчиков В. И., Громыко Ю. К., Щедровицкий П. Г., Ковалева Т. М. и др. Они рассматривают тьютера с точки зрения наставника учащихся, занимающихся самообразованием или иными словами «одаренных учеников» и в качестве наставника детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не менее изучены теоретические основы проблемы девиантного поведения детей. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков отражены в трудах H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева,A.И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев,B.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин и др..
Проблема использования в практической деятельности воспитательных ситуаций рассмотрена в трудах М.М. Поташника и Б.Э. Вульфова, Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, С.М. Годника, А.Ф. Спирина, М.А. Степинского, Н.Л. Селивановой, М.Л. Фрумкина, В.А. Сластенина, Л.Ю. Сироткина и др. В диссертации Н.Л.Селивановой рассматриваются педагогические (воспитательные) ситуации в управлении коллективными отношениями подростков, в диссертации М.Л. Фрумкина и Т.Ф. Кузиной дается анализ воспитательной ситуации, ее классификация.Они останавливаются на специфике и месте воспитывающей ситуации в системе воспитательных воздействий. О.С. Богданова и С.В. Черенкова отразили место воспитывающей ситуации, назвав качества, которые необходимы при разрешении воспитывающей ситуации, но в их работе представлен только анализ ситуаций.
5. Распределение функций:
Общее руководство: Зунина Анжела – капитан команды. Донесение информации о предстоящей олимпиаде до участников команды. Распределение обязанностей, между участниками команды.
Участие в работе и реализации проекта, коммуникация с участниками универсиады на портале, организация и координация коммуникации с участниками универсиады:
Мазур Дарья, Варакина Екатерина, Старицина Ксения, Зунина Анжела.

Юлия Павликовна Антоненко
Добрый день, команда "ВДМ"!
У меня появились два вопроса:
1. Каким образом будут фиксироваться достижения?
2. У вас обозначено, что "в моделируемом процессе используется формат систематического коллективного обсуждения качества полученного опыта". А обсуждение будет проходить между кем?
С уважением, команда "Жамевю"!

Анна Александровна Бадюк
Добрый вечер, команда "ВДМ"!
Очень интересная работа, хотелось бы задать вам вопрос : по вашим словам, мы, участники олимпиады, сможем проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска. Каким образом это будет осуществляться?

С уважением, команда "МагияМедиа". Будем рады вашим вопросам о нашем проекте!

Ксения Игоревна Старицына
Здравствуйте, Юлия!
Для фиксации результатов разработан рефлексивный дневник для тьюторов. Дневник состоит из 3 частей:
1) описательная часть, где тьютор раскрывает суть возникшей ситуации;
2) проективная часть, где тьютор анализирует ситуацию и делает вывод о том, способен ли он самостоятельно решить возникшую ситуацию.
В случае, если тьютор компетентен решить воспитательную ситуацию без привлечения специалиста, он заполняет форму, где описывает формы и методы, которые пригодятся ему для решения ситуации, прогнозирует результат.
Если тьютор не способен решить проблему самостоятельно, он формирует перечень вопросов, которые он задаст специалисту: социальному работнику, педагогу-психологу, социальному педагогу. Получив ответы на вопросы, тьютор описывает результат решения ситуации.
3) рефлексивная часть, в которой тьютор оценивает свою работу, уместность выбранного метода для решения конкретной ситуации, описывает проблемы, возникшие при работе с подростком, делает заметки о том, какие знания необходимо получить, чтобы решить подобную ситуацию в будущем.
После разрешения каждой ситуации тьюторы собираются для совместного обсуждения решения ситуаций, где работу тьюторов оценивает специалист Центра, который делает в дневнике тьютора отметку. Таким образом, отслеживание успешности решения ситуации проводится с 3 сторон: самим тьютором, другими тьюторами и специалистом.

Ксения Игоревна Старицына
Здравствуйте, Анна!
Предполагается, что на начальном этапе оценивается компетентность тьюторов в вопросе решения воспитательных ситуаций. Исходя из уровня этого опыта будет выстраиваться работа специалистов. В процессе эксперимента тьюторы развивают те компетенции, которые "западали" у них на этапе первоначального тестирования. Именно исходя из уровня опыта решения воспитательных ситуаций будет выстраиваться работа тьютора в самообразовании. Задача специалиста: предоставить тьютору все материалы, создать условия для успешного решения возникающих педагогических и воспитательных ситуаций. А рефлексивный дневник поможет оценить успешность работы как тьютора, так и специалиста.

Татьяна Павловна Мельник
Здравствуйте, уважаемая команда «ВДМ», ваш проект заинтересовал нас. В ходе обсуждения возникли несколько вопросов:
1. На какой срок рассчитана программа подготовки студентов-тьюторов ?
2. Предусматривается ли какая-либо работа по эмоциональному выгоранию студентов, так как работа с данной категорией детей имеет свои особенности
3. И как вы считаете, сможет ли ваш проект заменить профессиональную подготовку специалистов-тьюторов по работе с детьми группой риска ?